Социологи УлГТУ изучили профессиональное самочувствие преподавателей

28 декабря 2021 г.
...

Исследовательская группа кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» под руководством доктора социологических наук Ольги Шиняевой изучили профессиональное самочувствие преподавателей вузов в условиях «новой нормальности».

Социологи опросили 850 преподавателей из регионов Поволжья, среди них пятая часть работает в федеральных и научно-исследовательских университетах, около трети – в опорных вузах регионов, почти половина – в обычных региональных университетах. Исследование выполнено при содействии Российского Фонда фундаментальных исследований и Института социально-экономических исследований.

«Внутренняя мотивация выбора профессии остается преобладающей – 72% преподавателей вузов видят свое призвание в педагогической деятельности. Составляющие «внешней мотивации» снижают творческий характер труда, но помогают выжить в условиях кризиса. Внешние мотивы выбора профессии усилились за последние десять лет, их выбрали около трети: наличие стабильного заработка, статус работника устойчивой организации», - отметила заведующий кафедрой, доктор социологических наук, профессор Ольга Шиняева.

Профессиональное самочувствие преподавателей дифференцировалось по типам вузов: в опорных и научно-исследовательских университетах преподаватели чаще отмечают творческий характер труда (73%), в обычных вузах – свободный график и общение с молодежью (77%). Негативные факторы профессионального самочувствия преподавателей во всех вузах связаны с большим объемом «бумажной» работы (76%), а также с увеличением нагрузки без соответствующего увеличения зарплат (60%).

Какие меры предпринимают преподаватели, чтобы удержаться на приемлемом уровне жизни и «не потерять лицо» перед студентами? Более 60% хотя бы раз меняли место работы – чаще профессора и те преподаватели, которые озабочены своим социальным статусом. Четверть имеет нагрузку более одной ставки в своем вузе; в обычных региональных вузах доля внутреннего совместительства выше, она составляет 40%: не имея возможности поднять зарплату, вузы повышают интенсивность труда своих сотрудников. Третья часть профессиональной группы занята в другом месте; что оценивается большинством как источник необходимого дохода, без которого не прожить.

«Три четверти преподавателей подтвердили свой выбор профессии (75%), что свидетельствует об устойчивом ядре лояльности. При этом наши выводы связаны с серьезными изменениями: выражая критические оценки в адрес институтов государства и высшего образования, выделенная профессиональная группа не испытывает кризиса идентичности. Последние десятилетия стали для преподавателей периодом переидентификации - ухода от роли «вузовская интеллигенция» и освоения роли «интеллектуалы», для которых главным качеством является развитие профессионализма и выгодное его предложение. Ранее востребованные качества – интеллигентность, гражданская позиция, справедливость, наставничество – отодвинулись на периферию ценностного сознания преподавателей. Последствия предстоит оценить в ближайшем будущем», - добавила Ольга Шиняева.

Экономическое положение преподавателей-гуманитариев российской высшей школы можно охарактеризовать как медианное: более половины представителей этой социально-профессиональной группы относятся к базовому экономическому слою – ниже среднего уровня. Уровень дохода растет очень медленно, с повышением должности;  работник старше 65 лет зарабатывает в среднем на 35–38% больше, чем его более молодой коллега. Анкетный опрос показал, что среди ассистентов к бедным и малообеспеченным относятся три четверти преподавателей, к среднему слою – лишь пятая часть; среди профессоров – каждый второй имеет доход выше среднего уровня, другая половина профессоров по доходам соответствует среднему и базовому уровням. Интересный факт выявлен в рамках исследования: средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава социально-гуманитарных дисциплин в возрасте от 35 до 50 лет практически не меняется. По данным проведенного опроса, личные достижения преподавателей-гуманитариев за последние 5 лет связаны с повышением уровня образования (отметили 63% опрошенных); остальные успехи значительно скромнее: повысили уровень жизни 24%, получили грант на научный проект 23% преподавателей-гуманитариев, посетили другую страну – 22%, улучшили жилищные условия 19% преподавателей-гуманитариев, сделали дорогостоящие приобретения – 10%.

Социальная адаптация преподавателей-гуманитариев в профессии связана со сменой места работы, использованием вторичной занятости в своем вузе и вне его, а также - с участием в грантовых, хозяйственно-договорных проектах. Более 60% преподавателей, по данным нашего опроса,  хотя бы раз меняли место работы – чаще профессора и преподаватели, которые озабочены своим социальным статусом. Четвертая часть преподавателей социально-гуманитарного цикла (27%) имеет нагрузку более одной ставки в своем вузе или занимается внутренним совместительством. В обычных региональных вузах доля внутреннего совместительства выше, она составляет 40%: не имея возможности поднять зарплату, вузы повышают интенсивность труда своих преподавателей. Третья часть профессиональной группы занята в другом месте; вторичная занятость оценивается ими как источник дохода, без которого не прожить. Чаще других эту тактику используют гуманитарии-мужчины, молодые преподаватели, а также преподаватели с лидерскими качествами (более 50%).

Доверие органам федеральной и региональной власти среди преподавателей выше, чем доверие к политическим партиям: в среднем 60% респондентов выражают полное или почти полное доверие разным органам власти. Будучи «государственниками» по сути своего мировоззрения, преподаватели-гуманитарии не могут отрицать важность органов власти в решении текущих и перспективных проблем российского общества. Однако их доверие снижается сверху вниз (по вертикали власти) и по-разному распределяется между органами федерального и регионального управления. Самый высокий уровень доверия и лояльности преподаватели социально-гуманитарного профиля выразили президенту России; 70% респондентов полностью или почти полностью доверяют В.В. Путину, а среди преподавателей старше 65 лет и профессоров – до 90%; данный факт свидетельствует о сохранении в их лице «кредита доверия» первому лицу государства.

«Фокус-групповые дискуссии со студентами разных профилей обучения позволили нам выявить характеристики тех людей, на которых они ориентируются в социальных установках и поступках. Во-первых, в сознании студентов сложился устойчивый стереотип  «идеального преподавателя гуманитарных предметов». В нем на первый план выходят не статусные и социально-демографические, а поведенческие характеристики. Обобщив характеристики успешных преподавателей-гуманитариев, мы собрали портрет «идеального преподавателя-гуманитария», сложившийся в сознании студентов: профессионал своей отрасли, любит предмет, имеет широкий кругозор, интересно доносит материал, в меру требовательный, понимает студентов, готов участвовать с ними в проектах, интересуется студентами, обладает харизмой», - отметила Ольга Шиняева

Преподаватели, отвечая на вопросы анкеты, оценили предложенные характеристики лидера мнений по степени значимости - от очень высокого до очень низкого значения. На основе ответов преподавателей рейтинг качеств, которые в коммуникациях с молодежью обеспечивают наставнику лидерские позиции, выглядит следующим образом: хорошее знание молодежи и ее проблем (высокую значимость отметили 76%); авторитетность в предмете, общая эрудиция (74%); реальные успехи в профессии (71%); личные качества – трудолюбие, порядочность, справедливость (60%); активный возраст (47%); политические позиции и действия (33%); конкретная национальность, вера (24%); партийная принадлежность (10%).

Уяснение типов преподавателей-гуманитариев и их роли в вузе позволили нам построить модель социально-политических коммуникаций, которая может быть реализована в пространстве отдельного вуза или системы высшего образования региона. В реальной практике модель имеет вид пирамиды, в которой каждый новый ярус ее возможен только после прохождения текущего. Мы выделили 3 яруса пирамиды, начиная от основания, которые соответствуют стадиям коммуникаций: I ярус – «Информирование» (преподаватели в лице академических интеллектуалов, интеллигентных профессионалов информируют всех студентов, формируют политическую культуру); II ярус – «Убеждение» (лучшие преподаватели-гуманитарии профессора, доценты 35-50 лет убеждают студентов из числа информированных в пользе гражданской активности); III ярус – «Действие» (преподаватели-гуманитарии при участии специальных служб вуза). В модели коммуникаций используются каналы и формы общения, привлекательные для студентов: диалоги в социальных сетях с тьютерами (студентами старших курсов),  беседы студентов и преподавателей в Телеграмм-канале, в группах ВКонтакте; канал вуза на YouTube; площадки межличностного общения в «Точках кипения», коворкинг-зонах.

Исследование выполнено при поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта №21-011-31504