УлГТУ продолжает проект «Год науки и технологий: пять вопросов ученому». Новым героем рубрики стал доцент кафедры «Инновационные технологии в машиностроении», руководитель гранта РФФИ Алексей Евстигнеев.
— Как и когда Вы решили заниматься наукой?
Решение пришло на третьем курсе обучения в университете. Посмотрел на работы своих предшественников, посетил несколько научно-технических семинаров по защите кандидатских диссертаций своего направления.
— Расскажите о своем самом сложном проекте.
— Простых проектов не бывает, всегда есть моменты, требующие детальной проработки и значительных усилий. Тем не менее, трудными традиционно стали теоретические исследования в рамках выполняемой мной кандидатской диссертации.
— Какой теме посвящена Ваша кандидатская диссертация?
— В автомобильной, подшипниковой и авиационной промышленности для обработки торцовых параллельных поверхностей заготовок широко используют двустороннее торцовое шлифование. В настоящее время разработано несколько способов шлифования, что позволяет обрабатывать достаточно широкую номенклатуру заготовок. Однако известные на сегодня результаты исследований относятся к наиболее распространенному способу шлифования с движением заготовок на проход, тогда как способ шлифования врезанием, применяемый для обработки тонкостенных нежестких заготовок больших диаметров (более 160 мм) и значительной толщины, в теоретическом плане практически не исследован. Имеющиеся отдельные исследования в этой области связаны, в основном, с практической возможностью его использования. Вследствие большой площади контактного взаимодействия шлифовальных кругов с тонкостенной заготовкой шлифование врезанием отличается высокой теплосиловой напряженностью, ограничивающей производительность обработки и вызывающей дефекты шлифования. Радикальным средством снижения теплосиловой напряженности этого процесса является периодизация процесса обработки путем создания на торцовых рабочих поверхностях кругов дополнительных источников теплоотвода в виде полузакрытых пазов или кольцевых трапецеидальных канавок, по которым смазочно охлаждающая жидкость непрерывно транспортируется в зону обработки.
— Каких прорывных открытий можно ожидать в ближайшие годы в Вашей отрасли?
— Что касается моей области исследования, она довольно традиционная. Основные достижения будут связаны лишь с повышением эффективности рассматриваемых физических процессов изготовления продукции.
— Лучший отдых для ученого — это…?
— Путешествие на две недели с отключением от внешнего мира.
Автор: Виктория Скорогудаева.